Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории.
Профстандарты педагогов призваны перевести образовательный процесс в России на новый, более высокий уровень. Их внедрение должно последовательно изменить ситуацию: сформировать кейсы критериев по различным специальностям для работодателей и учебных учреждений, создать работающие методики для повышения качества образования в целом. При этом должны учитываться региональные и другие особенности.
В профстандарте педагога зафиксированы два основных уровня квалификации: уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы). Соответственно различаются и трудовые функции.
- Уровень 5: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов.
- Уровень 6: педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования; педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях; педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.
Также в зависимости от уровня в профстандарте различаются требования к образованию и обучению:
- Для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки".
- Для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) "Образование и педагогические науки", или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей "Образование и педагогические науки".
Кроме того, в новом стандарте установлены требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов.
Структура профессионального стандарта
Профстандарты разрабатываются и публикуются с необходимым количеством приложений, направленных на дифференциацию по специальностям и по различным уровням квалификации. Коротко структуру профессионального стандарта педагога можно описать следующим списком:
- Информация о профессии – точное название и классификация, сведения о трудовой деятельности.
- Регламентирование выполняемых функций и соответствующих им квалификационных уровней или подуровней.
- Подробное описание выполняемых функций и требований к квалификации, образованию и опыту.
- Данные об организации-разработчике.
В приложениях дается еще более конкретная информация. Так, например, стандарт педагога имеет 4 приложения:
- требования к "электронной" компетенции,
- психологические требования,
- требования для учителей-предметников (русский язык и математика как вошедшие в систему ЕГЭ),
- рекомендации по внедрению ПС.
Требования и обязанности
Компетенции педагогов и требования к ним прописаны в профстандартах. Очень кратко их можно описать как функции, непосредственно связанные с возрастом обучаемых, преподаваемым предметом и местом предмета в общей воспитательной системе.
Педагогический работник обязан:
- В области обучения – безупречно знать свой предмет и применять в преподавании самые передовые методики.
- В области воспитания – быть примером для подрастающего поколения.
- В части саморазвития – уметь объяснить пользу и необходимость саморазвития и самообразования, как неотъемлемых составляющих любого образовательного процесса.
Например, для педагога-психолога необходимо знать и уметь использовать базовые приемы, применяющиеся в психодиагностике, понимать возрастные принципы и особенности развития и мировоззрения, быть готовым помогать при необходимости "вливаться" в сложившийся коллектив. Учитель начальных классов берет на себя ответственность за "плавный переход" детей от дошкольного детства к "взрослой жизни". Он должен уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовым к контактам с родителями, создавать доверительный образ педагога, уметь внятно доносить учебные материалы. Компетенции воспитателя включают навыки обучения через игру.
Соответствие требованиям
Профстандарт учителя можно рассматривать в том числе и как систему квалификационных навыков, обязательно присутствующих как у претендующего на работу по специальности, так и уже опытных педагогов. Если при найме на работу достаточно отказать тому, кто не соответствует требованиям ПС, то с уже работающими сотрудниками сложнее. Одна из целей внедрения профстандартов в области образования – регулярные аттестации, контроль и, при необходимости, направление педагога на допобучение. Конечно, возможен вариант повышения квалификации и по собственному желанию.