30 апреля 2014 года на базе МБОУ Тюменцевской ООШ состоялась первая «Ярмарка образовательных проектов», в которой приняли участие педагоги, учащиеся, родители из Карповской СОШ, Ключевской ООШ, Грязновской СОШ, Тюменцевского Центра детского творчества и Тюменцевских основной и средней школы.
Цель Ярмарки – представить курсы внеурочной деятельности, планируемые для реализации в сетевой форме для более широкого круга потенциальных потребителей, апробировать механизм выбора интересного для себя курса, осваиваемого в сетевой форме.
Мы беседуем с директором МБОУ Тюменцевской ООШ Калужиной Т.Ф.:
Татьяна Федоровна, скажите, пожалуйста, зачем основной школе брать на себя такое дело, как разработка программ для школьников в сетевой форме?
Мы как школа-пилот приказом Главного управления образования и молодёжной политики №44/3 от 11.10.2013 включены в разработку и реализацию программы Развития воспитательной компоненты, и как районная экспериментальная площадка работаем по теме «Проектирование пространства свободных образовательных инициатив сельского школьника». Сетевая программа – это образовательный продукт, который мы разрабатываем в рамках этой деятельности.
Новый стандарт образования предполагает, что вместе с учебной деятельностью на уроках ребята занимаются внеурочной деятельностью. Главное умение, которое осваивается на любом курсе – умение осуществлять выбор, умение планировать свою жизнь, умение оценивать достижение самостоятельно поставленных целей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» в статье 15 закрепляет возможность для школьников учиться в сетевой форме. Для сельского школьника это очень важно, так как это возможность учиться не только у преподавателей своей школы, но и в других школах у других учителей, у мастеров, не связанных со школьной системой, имеющих опыт уникальной деятельности и готовых поделиться им с подрастающим поколением. Наша работа в рамках эксперимента продолжается уже 2 года. О её шагах и результатах мы писали и на страницах сайта и в местной газете. Хотелось бы подчеркнуть главное – учитель может научить только тому, чем владеет сам. Для коллективов школ, участвующих в сетевой программе, этот опыт очень важен, мы сами по-другому и сами учимся на основе тех технологий и подходов, которые закреплены в новом стандарте – это деятельностный и компетентностный подходы. Для родителей хотелось бы уточнить, чему мы учим ребят на курсах внеурочной деятельности – не только что-то знать, но и уметь что-то делать. А главное дело родителей – научиться слушать и слышать своих детей. Семинары для родителей у нас ещё впереди. Мы планируем с нашим научным руководителем – Митиной Алёной Александровной провести их в мае-июне. Где будем с родителями и педагогами работать по интересной технологии – медиация.
Татьяна Федоровна, кто стал участниками Ярмарки, и почему Ярмарка?
Лидирующую роль среди участников Ярмарки играли учащиеся -57 человек, 19 педагогов, 6 родителей, 5 администраторов. Ярмарка – это форма, где происходит встреча мастера и ученика. Отличительная особенность этой встречи – свобода выбора, самоопределение ученика. И от того, как мастер продемонстрирует себя, свое умение, зависит выбор или не выбор учеником своего учителя. Ребятам было предложено 13 курсов, однако, ребята указали, что им ещё требуются другие курсы, которые школами пока не предложены - это и кулинария, и языковые курсы, и танцевальные, и краеведческие, так что работы очень много впереди.
Каковы отзывы ребят?
Из 57 учеников, принявших участие в итоговом анкетировании, абсолютно все были удивлены разнообразием предложенных проектов, заинтересованы этими предложениями и готовы поучаствовать в реализации программ внеурочной деятельности в других образовательных учреждениях.